Форум » Просто общение » Про Майкрософт (очень женский и субъективный взгляд) » Ответить

Про Майкрософт (очень женский и субъективный взгляд)

Леся2: Все думала, куда бы закинуть. Вроде как не совсем для ХудСовета - про работу. Пусть будет тут пока, может потом кто перенесет, если промахнулась. В общем, решила я написать про своего бывшего работодателя (месяц как уволилась). http://allessa-ru.livejournal.com/4589.html Хочу развернуться на серию очерков, если кому чего интересно - спрашивайте, я может в следующих постах расскажу (ну, или тут в комментах). У кого ЖЖ не открывается, полный текст тут (многа букав) [more] Вместо предисловия Я не собираюсь выдавать никаких страшных секретов и делиться конфиденциальной информацией, практически все, что вы здесь прочитаете, уже давно доступно публично и сотни раз обсуждалось. Я просто хочу рассказать о своих трех с лишним годах работы в Майкрософт, о том, что мне там нравилось и не нравилось или просто позабавило и привлекло внимание. Причем рассказать нормальным человеческим языком, употребляя как можно меньше технических терминов и программистского жаргона в духе багов-фиксов-билдов-релизов. Ни в коем случае не претендую на полную объективность , скорее наоборот – обещаю быть субъективной и пристрастной, потому что по-другому у меня все равно не получится. Это мой личный взгляд и мой личный опыт; то, как увидела Майкрософт именно я. Итак... Часть первая – Размер имеет значение Когда меня взяли в Майкрософт, я почувствовала себя значимой и особенной. Позади остались дни подготовки, сумасшедшие майкрософтовские интервью и нервное ожидание результатов собедеседования – теперь мне предстояло работать в компании, имя которой для меня было почти синонимом слова «компьютер». Я смогла, я прошла, я достойна! С этим ощущением собственной уникальности я прожила аж до первого рабочего дня. Для только что нанятых сотрудников устраивают специальные тренинги на полтора дня, где новичкам рассказывают струкруту отделов, внутренние правила, некоторые юридические аспекты, и так далее. В один день со мной в Редмонде, где находится основной штаб Майкрософт, на этот тренинг пришло около двух сотен человек. Попробуйте почувствовать себя избранным в такой толпе народа. А ведь это была только маленькая часть огромного числа людей, составляющего компанию. Всего в ней работает больше 90 тысяч человек, из них около 40 тысяч в Редмонде, небольшом городке в окрестностях Сиэтла. Для сравнения, население самого Редмонда – чуть больше 50 тысяч, то есть сотрудниками только главного кампуса можно заселить средний американский город. Не удивительно, что по утрам и вечерам в окрестностях кампуса образуются пробки исключительно из «своих». Чтобы разместить все эти тысячи человек в Редмонде, понадобилось несколько десятков зданий. Площади под офисы строят, покупают, снимают – для расширения места все средства идут в ход . Работающих над одним проектом стараются сажать рядом, но они не всегда влезают в одно здание, поэтому многим отделам вроде Office, Windows или Windows Phone принадлежат целые кластеры. Правда, разным отделам тоже надо друг с другом общаться, а между ними иногда оказывается несколько миль. Проблему решают бесплатные автобусы и даже такси для сотрудников. Конечно, всегда можно добраться на совещание на своем автомобиле, но регулярный транспорт оказался хорошим средством против постоянных пробок и проблем с парковкой. Помимо редмондского, у компании есть несколько крупных центров по миру, где идет разработка программ: в Калифорнии, Индии, Китае, Европе (это не считая офисов продаж, которые есть чуть ли не в любой стране). С ними приходится разговаривать через конференц-звонки и прочие хай-тек технологии, но чаще всего помогает старая добрая электронная почта. Кстати, об электронной почте. Знаете, сколько емайлов получает в среднем работник Майкрософт в день? Около 200, и это вовсе не спам, по крайней мере не в классическом его виде. И не одни заграничные офисы виноваты в таком количестве - могут прислать письмо и из соседнего кабинета, потому что лень вставать было. Но еще очень большой объем приходит по рассылкам. В компании очень любят создавать списки для рассылки емайлов , они могут быть иерархичными и включать в себя тысячи человек, а могут и всего двух-трех сотрудников . Каких только вариантов я не видела за три года: от списка всех, кто работает над Windows до людей, чьи офисы расположены в определенном здании, от подчиненных конкретного менеджера до просто групп по интересам. При этом очень сложно контролировать, куда тебя добавили, а куда нет, хотя эту проблему постоянно пытаются решить. Одно время Майкрсофт постоянно страдал из-за «штормов электронной почты». Выглядело это так: кто-то где-то создавал очередной огромный список, скажем, на пол-компании сразу, и отсылал письмо, неважно даже какого содержания. Один из получателей, обозлившись на двести первый емайл за день, нажимал кнопку «Ответить всем» и писал что-нибудь в духе «Исключите меня из этого списка!» Всегда находились люди, жаждущие добавить свои ответы: «И меня тоже!» «+1» «Кто вообще догадался меня туда включить?» Дальше народ начинал писать еще более осмысленные письма вроде «Немедленно прекратите писать письма» , и таких тоже набиралось не мало. Список, напоминаю, включал пол-компании, то есть вся эта полная смысла переписка при каждом ответе копировалась примерно 50 тысяч раз. Типичный шторм сначала сваливал на вас несколько сотен сообщений за буквально 15-20 минут, после чего начинался полный штиль, и никакой почты больше не приходило несколько часов. Потому что такая нагрузка, как выяснилось, может положить даже майкрософтовские почтовые сервера. Видели когда-нибудь в Outlook специальные письма, на которые нельзя «ответить всем»? Теперь вы знаете, зачем они понадобились. Конечно же, Майкрософт называют гигантом компьютерной индустрии не только от того, что в нем работает несметное количество народу, но и от того, что программами его пользуются по всему миру. Практически у каждого продукта тысячи, а то и миллионы клиентов, так что любая задача сразу рассматривается глобально. Как перевести интерфейс на 90 языков? Как обеспечить работу серверов под нагрузкой в миллионы посещений в день? Как развернуть круглосуточную техническую поддержку по всему миру? Даже если разрабатывается новый экспериментальный проект, далеко не всегда можно отложить решение этих задач «на потом» - в компании хватает стандартов, которые относятся ко всем продуктам без исключения. Кем бы ни пришлось работать – программистом, тестером, менеджером – всегда надо думать на шаг вперед и принимать в расчет масштабы компании. Помнить о том, что все происходящее внимательно отслеживается журналистами и конкурентами, что существуют юристы и судебные иски, что оригинальные идеи обязательно надо патентовать. Очень много времени зачастую уходит не на прямые рабочие обязанности, написание кода или программных спецификаций, а на решение организационных вопросов. Кого-то это раздражает, но я относилась к бесконечным совещаниям философски. Майкрософт как большой и тяжелый корабль, которому очень сложно свернуть с заданного курса, поэтому выбирать этот курс надо загодя и очень тщательно. Все попытки сделать эту махину быстрой и мобильной, на мой взгляд, заканчиваются полным провалом. Большое число клиентов и огромные объемы продаж дают интересный побочный эффект - я его называю «магия больших чисел», и у него довольно много неожиданных проявлений. Например, хороший проект, имеющий сотни тысяч пользователей и способный обеспечить безбедное существование стартапа средней руки, здесь может быть закрыт как неперспективный и малозначимый. Цифра, которой компания очень любит хвастаться – 500 миллионов, столько копий Windows7 было продано по всему миру. Что про сравнению с этим несчастные сотни тысяч пользователей нового продукта? Или представьте, что вам в программу предлагают добавить новую функцию, которую делать долго, сложно и дорого, но она может увеличить продажи будущей версии на 1%. В большинстве случаев функцию добавлять не станут – затраты на разработку превысят предполагаемую прибыль. А если эта программа называется Windows? Увеличение продаж на 1% означает 5 миллионов новых клиентов, не у каждый софтовой компании столько вообще наберется. Вот так Windows и Office и обрастают загадочным функционалом, которым большинство народа никогда не пользуется. И еще одна интересная задачка из «магии больших чисел». Один из продуктов, у которого 5 миллионов пользователей, может добавить новую функцию и увеличить продажи на 100%, то есть еще на 5 миллионов. Но есть проблема: программа имеет Веб интерфейс и не требует Windows – потенциально от этого продажи Windows могут упасть на 0.5%, что означает на 2,5 миллиона меньше клиентов. Кто победит? Те, кто знают историю фирмы догадываются, что Windows, хотя теоретически новый продукт привлекал больше клиентов, чем теряла операционная система. Windows и Office как двойная звезда в центре компании – все остальное так или иначе кружится вокруг них. Одной своей массой они привлекают покупателей и инвесторов, и уменьшать их удельный вес никак нельзя, от этого вся система станет менее стабильной. По крайней мере, именно так чаще всего рассуждает менеджмент компании. Поначалу майкрософтовский размах меня поражал и восхищал. Мне нравилось, что любое мое действие может иметь эффект для стольких людей. Что Индия, Китай и Япония перестали быть далекими загадочными странами, и превратились в постоянных партнеров. Я с удовольствием разгадывала загадки больших чисел, которые мне чем-то напоминали астрономию и теорию относительности – другое измерение, другие масштабы, другие правила. Я чувствовала огромную мощь за своей спиной и радовалась, что являюсь ее представителем. Потом, довольно предсказуемо, вся эта масса начала давить, и я стала ощущать себя эдаким корпоративным винтиком. Это, кстати, не метафора и не преувеличение – в Майкрсофт стараются набирать людей, которых можно в любой момент кинуть на совершенно новую для них задачу. Компания славится своими частыми реорганизациями отделов и есть даже расхожая поговорка, что «у нас только одна постоянная – это постоянные перемены». Даже если ты хороший специалист по безопасности, будь готов в любой момент начать работать над пользовательским интерфейсом. Если знаешь досконально С++, то это не значит, что завтра не придется писать на JavaScript. Узкие специалисты в конкретной области, по моим наблюдениям, тут ценятся не так высоко. В компанию не только приходят каждый месяц сотни людей, но и уходят тоже. Поэтому и стараются подобрать широкопрофильных универсалов, в этом случае при уходе одного человека обычно можно раскидать его задачи по остальным членам команды. Именно так случилось со мной: когда я увольнялась, мне в какой-то момент показалось, что я тут никогда и не работала, до того все было четко и слажено и так мало мой уход вызвал изменений. Большая компания так и должна работать – потеря мелкой детальки ее не только не останавливает, но даже нисколько не замедляет. Другой вопрос, что об этом думает сама «деталька»... Но о трудовых буднях и взгляде на Майкрософт изнутри - в следующий раз. [/more]

Ответов - 20

Коварная Матильда: хорошо пишешь. пасиб, было очень интересно

Angry bookkeeper: Интересно написано. И язык хороший, и тема интересно-познавательная. Даже для далеких от программирования людей. У меня, как у непродвинутого юзера, много мелких претензий к Windows. Ну и вообще интересно, как работает суперкрупная американская компания.

В.Г.: таки автор за винду или против? или проста о мелкософте потрындеть? пеши исчё. с баша:+ 12961 – [:||||:] Поделиться 2012-03-27 11:11 #416245 с форума: Помню, в конце 90-х немецкие партнёры приезжали: - Богатая у вас контора, на каждом компьютере Виндовс. Мы себе такого позволить не можем...


Леся2: Angry bookkeeper А уж сколько у меня претензий к Виндоуз :-))) Я старалась именно по-журналистски подойти, чтобы интересно не профессионалам, а простым людям было. Держала в уме свекровь, когда писала все это, она все, что я пишу очень внимательно читает. И что совсем поразительно - хвалит :-) Кто б ожидал от свекрови. В.Г. Я как бы старалась свое мнение не выпячивать. Когда в Майкрософте работаешь, вообще нельзя быть "за или против" Виндоуз. Он есть и он в центре Вселенной. Точка. А я всего месяц как ушла от туда и еще толком в себя не пришла. Это большая контора здорово на психику давит, я об этом хочу в следующих постах рассказать. Но вообще у меня дома пополам виндоузов и андроидов. Эппл вот не люблю, не мое, ни одного девайса их нет.

Happy2be: Леся2, еще Интел потрясающий человекосжиратель и потовыжиматель, а выглядит все как забота о сотрудниках.

Angry bookkeeper: Леся2 пишет: Это большая контора здорово на психику давит, я об этом хочу в следующих постах рассказать. Вооот, мне это как раз и интересно. По многим причинам, ну вот хочется составить мнение наемного работника о разных американских компаниях.

Леся2: Happy2be Я вот подозреваю, что все "глобальные корпорации" похожи. Но у Майкрософте еще есть уникальная система годового ревью. Вот про нее я в следующем посте точно расскажу, у меня уже написана половина. Как Майкрософт людей оценивает - это меня просто вымораживало все три года. Angry bookkeeper У меня тут один друг прочитал и давай доказывать, что вот он себя винтиком не чувствовал ни разу. И вообще, когда он уходил все плакали и рыдали. Но он... много о себе думает, прямо скажем :-) Я просто о том, что мнение реально очень субъективное, даже если подача такая, журналистко-отстраненная.

Makintosh: интересно))) ждем продолжения

НежнаЯ: Леся2 Вау, сенкс))) Мне оч понравилось Познавательно и тиресно Пиши, да, ждём! * у мине тож по тыще имейлаф в день Это ужыс(((

Леся2: Буду дальше писать :-) Кстати, первую версию этого текста я еще для старого теткинского сайта писала, когда только устроилась работать. Под псевдонимом, правда. И все там было такое, восторженное и в розовых тонах. И чего-то не стали они ее выкладывать (не знаю, то ли не понравилось, то ли просто письмо не дошло, у них бывало такое, когда ящик переполнялся) и даже не ответили ничего. И я с тех пор вообще как-то стремалась говорить, где работаю... Не хотелось лично за все баги Виндоуз отвечать. А теперь отрываюсь за все три с лишним года.

Angry bookkeeper: Леся2 Да ладно, если я говорю, что у меня претензии к Windows (а у кого их нет?), то это не значит, что у меня личные претензии лично к Вам по этому поводу. Я их даже перечислять не стану, если меня не спросят. И кстати, мне вообще интересно сравнить, ибо я очень сильно политикой своей компании-работодателя недовольна и некоторые вещи мне кажутся абсурдными. Но у нас причины тому несколько другие. Да и компанию с Майкрософтом даже сравнивать смешно. Я себя иногда не то что винтиком - авном чувствую. Ну компания к этому недетские усилия прилагает. Хотя, как выяснилось, президент даже помнит, как меня зовут.

Херовимчик: Это в любой большой корпорации такое (ИМХО). Пока ты внутри - ты творишь большие дела, когда ты уходишь - никто это не замечает. Что касается того, что в результате реорга человек должен заниматься совершено другим делом - если человека не устраивает он просто уходит в другую команду или вообще в другую контору. Никто же не засталвяет ))))

Леся2: Херовимчик Слушай, если так рассуждать, то вообще писать не о чем будет :-) А у меня пальцы чешутся. И вообще, одно дело знать, что на Северном Полюсе холодно, а другое дело послушать человека, который там побывал. Ну, мне по крайней мере. Вот я и рассазываю с точки зрения путешественника на Северный Полюс - да-да-да, там именно так, как Вы себе и представляли. Вот :-))))

Херовимчик: Леся2 ну так никто твои ЛИЧНЫЕ ощущения и не оспаривает. Это так, резюме :)

vv: Пиши, пиши, пожалуйста, Леся, я жду с нетерпением. Никогда не хотела работать и не работала в большой корпорации, и написанное подтверждает, что мне там не понравиться. Но читать очень интересно.

Леся2: vv Не, я хотела, и даже очень. Мне казалось, что вот там-то и меняется мир и все самое интересное происходит. И кстати, это отчасти правда... Блин, не знаю, как объяснить. Но вот я очень люблю программирование и компы. И я была в команде, где делали язык программирования. Сидели там, обсуждали, какие конструкции вводить, как компилятор переписывать. Это круто, правда. Хотя я и была скорее слушателем, чем реально участником тех дискуссий. Язык - это такая базовая штука, реально себя каким-то полубогом чувствуешь, потому что раньше для меня это всегда была просто данность, вот он есть и он такой. А тут как дали самим, не знаю, законы физики попридумывать. И надо аккуратно, потому что законы физики штука тонкая и сложная и все можно на фиг поломать. Но и улучшить тоже можно. В общем, сложные у меня ощущения от этого всего. Не жалею, что там поработала, но потом просто пришло время уходить.

vv: Леся2 Это мне понятно. Мне лично формат корпоративный не подходит, а вот менять мир я всегда готова :) Я его "меняла" еще студенткой. Был у нас в универе доцент-энтузиаст, который собрал небольшую группу студентов и молодых преподавателей, человек 8, и сказал "У меня есть идея в области искусственного интеллекта, я говорил с академиком таком-то, ему не верится, что это осуществимо, но обещал поддержку, если мы ему покажем работающую программу". Это было в 85-ом, первые персональные компьютры, 8-битовые, без твердого диска, операционную систему стартировали с 5" флоппи-диска. Потом тот диск вынимали и совали другой с программой. А доцент хотел, чтобы мы написали программу, "понимающую" болгарского языка. "Не беспокойтесь - сказал он - это не так сложно, мы возмем ограниченную область, скажем - математические задачки из школьного учебника, например задачи движения, когда автобус движется из пункта А к пункту Б, а грузовик едет в обратном направлении и тэ дэ. Введем текст задачи на болгарском языке, а компьютер должен понять, что мы ему напечатали, решить задачу и дать ответ тоже на болгарском." Мы сначала умолкли, смотрим на доцента и думаем - это он серезно? А он продолжает "Сделаем это мы за месяц". Вот тут все начали смеяться, это совсем как фантастика звучало. В результате сделали не за месяц, где-то два ушло. Комп был один на всех, работали посменно, круглосуточно. Помню, что компиляция моего кода шла примерно 30-40 минут. Я ложилась спать на диванчике, комп пищал, если находил ошибку, если нет - будильник звонил и все по новой. Потом мы получили какой-то приз за научную разработку, сделали несколько практических приложений для разных роботов и автоматизированных систем. А потом начались политические перемены. Я считаю это большим везением - мы не только делали интересное дело, но что важнее, стали друзьями и дружим до сих пор, хотя разбежались по свету. Доцент где только не был за эти годы - на Кипр, в Канаде, сейчас обратно в Европу вернулся, быть поближе к престарелым родителям. Я в UK, кто-то в Америке, кто-то в Испании, кто-то остался на родине. Мы встречаемся при каждом возможном случае, общаемся онлайн и знаем кто чем живет, у кого дети, у кого внуки. Вот поеду летом в отпуск навестить родителей, соберу опять друзей.

Леся2: vv О, у меня мама в эти годы тоже программировала. У нас семейное. Так она считай свой DOS написала, с FAT таблицами и прочим. Просто потому, что ей надо было, а ничего другого не было. Она тоже все время говорит, что зря в России все свои разработки выкинули, много чего было интересного, и кое в чем запад обгоняли даже. А искусственный интеллект, к сожалению, так фантастикой и остался, хотя жаль. Сейчас даже никто и не занимается почти этим, все забили уже. У меня вообще есть мысль сесть за книжку и написать историю программирования. Такую, не для профи, а просто для интересующихся. Типа как Хокинг про физику пишет. У меня даже наброски есть кое-какие. Но блин, это ж полгода работы как минимум и издавать потом если только за свой счет. Думаю, таки не возмусь я за нее, пока по крайней мере.

vv: Ты потомственная айтишница, значит :) В Болгарии в соседней кафедре была программа, не помню уже какая, но trial version и предполагалось, что через месяц после инсталляции она самоблокируется. Защита была несложная, коллеги вручную меняли системную дату на компе, где была программа, месяц растянулся на годы. Но как-то они замотались и не поменяли дату вовремя. Так вот, один из коллег на спор расшифровал машинный код, нули и единички, и устранил защиту насовсем. Насчет искусственного интеллекта это не совсем так. На первый взгляд это не громкая тема, термин не так часто употребляется, и конечно, до теста Тюринга еще ой как далеко. С другой стороны системы с элементами искусственного интеллекта используются уже в повседневной жизни. Immage processing - Автоматические камеры на дорогах, которые фоткают нарушителей скоростных ограничений - там довольно сложный процесс обработки изображения. Сателитные навигаторы. Speech recognition - В некоторых организациях, где большая клиентская база, есть телефонные системы, распознающие человеческую речь - автомат спрашивает тебя об имени, адресе, номере счета (из за моего акцента иногда приходится повторять). Всякого рода экспертных систем считаются вообще рутинным программированием. Data mining в последние несколько лет вошло в моду. Кто-то подсчитал, что ежегодные потери из за некачественных данных (некорректных, вообще пропущенных, плохо организованных) исчисляются в несколько миллионах долларов. И быстренько начал развиваться соответствующий клон софтуерной индустрии. IBM, Oracle, SAP и несколько десятков игроков поменьше продают софтуерные приложения разной степени хорошести. Оно как бы незаметно происходить, и воспринимается как данностью, но в 80-ых о таком и не мечтали. На мой взгляд, с середины 50-ых по 80-ых развивалась бурно теория, основные концепции созданы в этот период, потом только усовершенствовали уже существующее. Сейчас эти теоретические модели потихоньку используют на практике, благо современные компьютеры это позволяют. Далеко ходить за примерами не надо - то же объектно-ориентированное программирование не возникло на пустом месте. Сейчас все слышали, что есть C++, но первые ООП языки созданы в 50-ых, людьми, которые занимались искусственным интеллектом.

Леся2: vv Ой, мы сейчас всех тут распугаем :-) Да, ты права насчет ИИ. Помню, я тоже удивилась, когда узнала, что для нейронных сетей весь мат. аппарат в 50х что ли разработали. А использовать мощей у компов тогда не хватало. Нейронные сети точно из попыток ИИ создать выросли, насколько я себе это представляю. Пытаюсь вспомнить, где ж сейчас что-то реально новое делают... Я знаю, что в базах данных и в статистике сейчас много народу занято. Когда огромные потоки данных обрабатываются, как в Гугле том же. Во, муж подсказывает - виртуализация еще. И в целом многопоточность и параллелизация, там много чего нового происходит. Вообще серверные технологии в связи с "облачностью" новый взлет переживают. Метапрограммирование тоже штука интересная, с ним сейчас много экспериментируют, хотя серьезных результатов пока нет. И еще ООП может и было придумано в 50х, но виртуальные машины и байт-код все-таки из 90х, вместе с Java появились. Короче, я верю в прогресс, в том числе в теориях. Я пока все еще идеалистка :-)



полная версия страницы